Гомосексуализм, мастурбация, оральный секс

Гомосексуализм, мастурбация, оральный секс

Гомосексуализм и мастурбация

Многочисленные наблюдения над мужчинами-американцами, представленные в исследовании 1948 года, позволяют прийти к заключению, что вдовцы и разведенные, как правило, продолжают вести половую жизнь несмотря на нормы и установления, запрещающие им делать это. Одинокий мужчина-американец обычно следует модели поведения женатого человека и на 80 % удовлетворяет свои желания в гетеросексуальных сношениях. Остальные 20 % удовлетворяются за счет мастурбации, эротических сновидений, а совсем молодые вдовцы и разведенные, как и молодые холостяки, порой ищут связей с лицами своего пола. Кинси невозмутимо приводит статистические данные, которые в глазах ревнителей нравственности выглядят вопиющими нарушениями.

Он говорит о том, что называется «пороком», «извращением», «отклонением от нормы», как о чем-то обыденном, и отказывается делить мужское население США на гомосексуалистов и гетеросексуалов, предпочитая говорить о склонности, характерной для тех или иных мужчин на определенном возрастном этапе. Кинси устанавливает шкалу из семи ступеней, в рамках которой развивается сексуальная жизнь мужчины. Нулевая отметка соответствует исключительной гетеросексуальности, отметка 6 – исключительной гомосексуальности, отметка 3 – бисексуальному поведению Более трети опрошенных белых а именно 37 %, имели «хотя бы несколько опытов гомосексуального контакта, доходящего до оргазма, в период между подростковым возрастом и старостью».

Аналогичным образом, примерно 50 % холостяков старше 35 лет хотя бы несколько раз вступали в однополую связь. Чрезвычайно важную роль здесь играет образовательный фактор: среди дипломированных специалистов уровень поднимается до 58 %, а среди людей малообразованных после выхода из подросткового возраста в однополые связи вступали лишь 4 % (Хевелок Эллис в начале века говорил о 2— 3 %). Однако если разбить промежуток от 16 до 55 лет на трехлетние отрезки, то окажется, что в каждом возрастном срезе 8 % лиц имели однополые контакты . Иначе говоря, пока человек молод, «природа», то есть плотские желания, берет верх над «культурой», то есть над установленными нормами, а потом матримониальный идеал становится все более обязывающим. Здесь можно усмотреть аналогию с европейским Старым порядком, при котором мужчины-холостяки, теоретически обреченные на воздержание, пользовались молчаливым попустительством общества, но после брака их поведение должно было резко измениться.

В исследовании 1953 года Кинси дает свой комментарий по поводу необычайно строгих законов, принятых в некоторых штатах Америки. Как и в XVII веке, некоторые типы сексуального поведения: «содомия, мужеложество, извращенные и противоестественные сношения, преступления против естества» – приравниваются к насилию над личностью и караются соответствующим образом. Лишь в одном-единственном штате – Нью-Йорк – подобные деяния не влекут уголовной ответственности, «если они совершаются между взрослыми, в частном порядке и с обоюдного согласия». Подобные установления приняты в Скандинавии и других европейских странах

Культура Северной Америки середины XX века может считаться наиболее репрессивной из культур Запада.

Для того чтобы заявить об этом, то есть затронуть тему, запрещенную всеми конфессиями, судами и общественной моралью, требовалось немалое мужество. Даже крошечный камешек, брошенный в пруд конформизма, а именно отношение к мастурбации, вызвал волнение, не успокоившееся и в наши дни. В исследовании 1948 года выявлено, что около 99 % мальчиков между 8 и 12 годами мастурбируют, а 92 % всего мужского населения время от времени самостоятельно доводят себя до оргазма.

Исключение составляют социальные низы.

Там мастурбация не принята, потому что первый гетеросексуальный контакт, как правило, происходит очень рано. Кроме того, к мастурбации не прибегают те, у кого происходят ночные семяизвержения. В целом эти данные совпадают с европейскими: установлено, что в Европе в среднем мастурбируют от 85 до 96 % мужчин. Однако в США на мастурбации лежит табу, и, как напоминает Кинси, не каждый из опрошенных осмелился бы признаться в том, что подвержен «пороку рукоблудия», особенно среди людей малообразованных Вероятно, такое отношение к мастурбации восходит еще к тому всеобщему осуждению, что проповедовала европейская медицина во времена Тиссо . Страх перед мастурбацией возник при наложении христианского представления о грехе на убеждение, что растрата драгоценной семенной жидкости представляет угрозу как для самого человека, так и для общества в целом. Одно лишь упоминание о мастурбации влечет осознание собственной вины, смущение, тревогу. Вот почему большинство собеседников не отвечали искренне на вопрос, занимаются ли они мастурбацией. Возможно, такая реакция появлялась у людей неосознанно: в стране, враждебно настроенной против любой формы внебрачной сексуальности, у жителей вырабатываются некоторые автоматические рефлексы, и Кинси учитывает этот фактор. Грех рукоблудия невозможно ни распознать, ни наказать. «Нью-йоркское книжное обозрение» приводит любопытный случай, позволяющий оценить глубину проблемы. В номере от 8 апреля 2004 года была помещена обложка книги, посвященной самоудовлетворению, рецензию на которую напечатали в журнале. Двумя годами ранее автор книги был приглашен в Гарвард, чтобы выступить с сообщением о своих исследованиях. Предстоящий доклад и дискуссии по его поводу вызвали некоторую панику у преподавателей и воспитателей. Собрание, призванное урегулировать «кризис, связанный с мастурбацией», прошло в лихорадочной и напряженной атмосфере. Один из кураторов заявил, что совесть не позволяет ему рекомендовать студентам эту книгу и даже присутствовать на докладе. При этом штат Массачусетс отличается определенной широтой взглядов. В конце 2003 года именно здесь Верховный суд издал закон, разрешающий с 17 мая 2004 года официально заключать однополые браки. Это была первая подобная законодательная инициатива в США, и она вызвала острую критику со стороны неоконсерваторов. Гарвардский университет, один из самых престижных в стране, имеет репутацию научного заведения, готового к обсуждению острых проблем. Тем более показательно, что даже в этом университете доклад о мастурбации произвел необычайный переполох, настолько сильна тенденция к умолчанию по этому поводу в культуре США в целом.

В докладе 1953 года о женской сексуальности говорится, что 62 % женщин мастурбируют несколько раз в жизни, но только 58 % удается достичь при этом оргазма. С возрастом женщины мастурбируют чаще. С одной стороны, это происходит потому, что возможность вступить в половую связь для них все уменьшается, однако, с другой стороны, Кинси отмечает, что, возможно, при старении у женщин возрастает эротическая чувствительность. Самым значительным выводом Кинси, очень быстро взятым на вооружение теми, кто отстаивал свое право на оргазм, было утверждение, что мастурбация никак не вредит половым взаимоотношениям партнеров. Опрос показал, что жены реже, чем мужья, получают полное удовлетворение при половом акте. Среди причин этого явления указывается, что 36 % женщин ни разу не испытали полового удовлетворения до брака, будь то полноценное сношение или «петтинг», однополая связь или мастурбация. Качество супружеских половых контактов тесно связано с тем, достигала ли женщина оргазма до брака.

От 31 до 37 % тех, кто никогда не мастурбировал и не получал удовлетворения иным способом, не могут дойти до оргазма в течение первого года, а то и пяти лет брака. Из тех, кто занимался мастурбацией до брака, лишь 13–16 % не получают удовлетворения от брачных сношений. При этом способы женского самоудовлетворения весьма разнообразны: 84 % (против 95 % у мужчин) теребят половые органы, 20 % прибегают к вагинальному проникновению, 15 % крепко сжимают ляжки, доводя себя таким образом до оргазма, и 2 % получают удовлетворение от воображаемого акта, что крайне редко встречается у мужчин.

Что скрыто от глаз

Мужчины получают удовлетворение от полового сношения почти в 100 % случаев, женщины – лишь в 70–77 %. Примерно у двух третей опрошенных любовные ласки длятся от 4 до 22 минут, у 22 % они более продолжительны, а у 11 % длятся менее 3 минут. Самая распространенная позиция – партнер сверху партнерши, однако в докладе 1953 года отмечено, что женщины часто предпочитают две другие позиции: над мужчиной (45 %) или сбоку (31 %) .

Другие данные также дают понять, что существует некая особая чувственная культура, которая идет вразрез с общепринятыми нормами. 90 % опрошенных из высших слоев общества регулярно вступают в половые сношения и при этом полностью обнажаются, а мужчины даже предпочитают спать обнаженными. Для людей малообеспеченных или с низким образовательным уровнем нагота – признак дурного тона или даже непристойности. Они предпочитают не обнажаться полностью и при половом акте. Быть может, в этом сказывается запоздалое влияние викторианских представлений на низшие слои общества, в то время как элита стремится перенять иные нравы и обособиться от простых людей. В целом запрет на публичную наготу все еще весьма силен в американской культуре, в отличие от европейских и особенно скандинавских стран.

Голливудские фильмы должны соблюдать очень строгие правила. Сцены насилия, кровопролития, нагота героев и взаимные ласки в американских фильмах проходят жесточайший контроль, прежде чем их допускают к прокату для широкой публики.

Фильмы со сценами явного насилия, недостойного поведения, употребления наркотиков и алкоголя, а также с сексуальными намеками получают литеру R. Так, например, «Догвиль» Ларса фон Триера получил в 2004 году литеру R за сцены насилия и сексуальное содержание, а «Убить Билла-2» Квентина Тарантино – за сцены насилия, недостойного поведения и употребления наркотиков. Иногда к литере добавляются уточнения: так, фильмы с легкими сексуальными намеками, фривольными эпитетами и грубым юмором получают литеры PG (в 2004 году их удостоилась «Заколдованная Элла» по роману Гейл Карсон Ливайн. Вариация на тему Золушки снискала такую оценку за грубый юмор и фривольные эпитеты).
Литерами и цифрами PG-13 наделяются предназначенные для взрослых фильмы с грубым сексуальным юмором, сценами недостойного поведения, наготой, открытыми сценами секса, употребления наркотиков и алкоголя (как, например, «Соседка» с Эмилем Хиршем или «Доброго пути» с Жераром Депардье).

Кинси в двух своих докладах подчеркнул, что с середины ХХ века в обществе произошел раскол. Сексуальная жизнь обеспеченных американцев разительно отличается от сексуальной жизни малоимущих: обеспеченные стремятся к большей свободе и разнообразным эротическим удовольствиям. Петтинг практикуется весьма часто как мужчинами, так и женщинами. Объясняя свое пристрастие к петтингу, опрошенные чаще всего говорят, что узнали от друзей или из книг, насколько необходима эротическая стимуляция во время соития.

90–96 % мужчин ласкают женские груди, теребят половые органы во время акта, при этом мужчины скромного социального происхождения реже прибегают к подобным ласкам (75–79 %). В докладе 1948 года приводится, но никак не комментируется занятное наблюдение: девушки из народа чаще доходят до оргазма во время акта, хотя их партнеры крайне редко прибегают к петтингу. В свою очередь девушки из народа редко ласкают мужские половые органы (57 %). Кинси лаконично замечает, что среди этой категории населения считается, что нормальный половой акт – это проникновение члена. Таким образом, партнеры разного социального происхождения прибегают к разного рода ласкам. Обеспеченные классы охотно ласкают половые органы друг друга, а малоимущие и рабочие не слишком ценят эротические игры. Обеспеченные считают, что поцелуй взасос, при котором партнеры соприкасаются языками, возбуждает и очень эротичен (87 %), а низшие классы считают, что это – грязная привычка и таким образом можно подхватить какую-нибудь болезнь

В отношении к поцелую в губы и петтингу очень наглядно проявилась глубокая связь между сексуальностью и усвоенной с детства культурной традицией. Поцелуй в губы входил в искусство любви еще с давних времен. В XIX веке для рабочего люда и среднего класса он стал признаком нездоровой сексуальности, свойственной похотливым аристократам. В США к 1950-м годам взасос целуются лишь любовники, стоящие на вершине социальной пирамиды, причем умение целоваться, таким образом, воспринимается как знак внимания к эротическим запросам и потребностям любимого человека. Малоимущие классы избегают таких поцелуев, однако в этом сказывается не столько отвращение ко рту партнера, сколько желание продемонстрировать особую мужественность как отличительный знак своего сословия. В XVII веке в деревнях Сомерсета петтингом занимались многие.

От него отказывались лишь женщины благородного происхождения и богатые крестьянки: так они подчеркивали свою пуританскую добропорядочность и отличие от других. Подобные факты невозможно оценивать с точки зрения какой-то абсолютной и неизменной морали. Формы сладострастия меняются, приспосабливаются к нравственному кодексу поведения той или иной социальной группы. Они зависят от множества факторов: пола, возраста, социального происхождения партнеров. То, что доставляет удовольствие одним, другие считают бесстыдством. Сексуальное поведение часто становится признаком принадлежности к той или иной социальной группе и связывается со стремлением подражать себе подобным.

Среди американской элиты широко распространяется стремление бунтовать против нравственных законов и установлений. Люди из народа в связи с этим решили, что именно на них возложена ответственность за соблюдение традиций и морали, в противовес отступникам. «Война культур» началась задолго до 1990-х годов. Корни ее уходят в давние антагонистические отношения, основанные на религиозных, экономических и образовательных различиях. В начале 2000-х годов разлом обозначился особенно четко. Предлогом послужили споры по поводу однополых браков, абортов и допустимых эротических игр. Однако в основе разногласий лежало глубокое взаимное непонимание между теми, кто хотел любой ценой сохранить существующие нравственные нормы и запреты, и теми, кто стремился их обойти.

Среди последних, как правило, – люди с деньгами и образованием, они не слишком боятся ни судебных санкций, ни общественного порицания. Вспомним, что прилюдный обмен ласками между теми, кто не состоит в браке, еще в 1950-е годы в большинстве штатов считался преступлением, особенно если партнеры прибегали к слишком откровенным или орально-генитальным ласкам. Для возбуждения судебного дела достаточно было доноса от рассерженных родителей и соседей-свидетелей. В штате Орегон всякая «извращенная» игра с половыми органами рассматривается как преступление против природы. То же самое и в штате Аризона, где поводом для судебного преследования может стать «противоестественное» прикосновение, возбуждающее половое влечение у другого человека. Во многих штатах соприкосновение языка с пенисом или вагиной преследуется по закону либо как содомия, либо как «преступление против природы»

Оральный секс в супружеских отношениях также запрещен законами и установлениями многих штатов. Иногда супругов действительно привлекают к уголовной ответственности за это: соседи расспрашивают детей, чем занимаются их родители, и доносят, ссылаясь на «невинные детские слова». К середине ХХ века страх перед подобными доносами был еще так силен, что большинство опрошенных, по-видимому, просто не посмели признаться, что занимаются оральным сексом. Однако постепенно страх стал проходить, и к концу 1980-х годов около 90 % опрошенных, как состоящих в браке, так и одиноких, признавались, что прибегают к оральному сексу.

Женщины иногда жаловались, что мужчинам слишком нравится, чтобы «у них сосали»

Замечательная работа, проделанная Кинси и его коллегами, со всей очевидностью выявила идеальную парадигму американской сексуальности в том виде, в каком она сложилась к 1950 году: гетеросексуальная супружеская пара и ничего иного! В основе такой системы ценностей лежит запрет на всякие добрачные отношения. Иначе обстоит дело в Европе, где в наши дни врачи считают добрачные половые отношения благоприятными как для личности, так и для общества в целом. В странах Европы, кроме того, не возбраняется разного рода «ненормальное» проникновение, не приводящее к зачатию. В США преследуется адюльтер, особенно строгие законы на этот счет приняты на северо-востоке страны.

В исследовании группы Кинси подробно фиксируются разнообразные отступления от нормы, что производит сильное впечатление на читателя. Тяга к нарушению норм делает более понятным то движение за разрыв с традиционными ценностями, нравственными и судебными установлениями, которое возникло в США в 1960-е годы и особенно ярко проявилось в Калифорнии. Именно тогда произошел классический раскол США на два противостоящих лагеря. Современная «война культур» носит не только религиозный или политический характер – в нее вовлечены самые разнообразные факторы, в частности те, что связаны с брачными узами и свободными плотскими отношениями. Сторонники непременной гетеросексуальной супружеской пары противостоят «бунтовщикам», которые открыто заявляют о своих правах и требуют, чтобы то, что ранее считалось «грехом», «отклонением от нормы», правонарушением, а то и преступлением, стало рассматриваться как нечто вполне обыденное. К началу третьего тысячелетия именно в этом противостоянии сказывается отличие северо-американской культуры от европейской, где сторонники традиционной нравственности давно уже оказались в меньшинстве, хотя и поднимают порой свой голос против абортов или контрацепции.

Пережитки двойного сексуального стандарта

Непросто ответить на вопрос, почему американцы в своих законах и нравственных установлениях так привержены идеалу супружеской пары как единственному дозволенному проявлению сексуальности. Кинси без труда доказал, что реальное поведение выходит далеко за рамки репрессивной теории. Некоторые запреты систематически нарушаются почти всеми, и непонятно, почему они все еще остаются в силе. В основном это касается мастурбации и ограничений для холостяков, вдовцов и разведенных: в реальности одинокие люди ведут ничуть не менее активную половую жизнь, чем те, кто состоит в браке. Можно предположить, что противоречие между идеалом и реальностью лежит в основе американской модели сексуального поведения в целом. Быть может, ключ к разгадке кроется в представлении о непременном противостоянии Добра и Зла? Что, если путь к стабильности общества лежит через столкновения, в которых нет ни настоящих победителей, ни настоящих побежденных?

Ведь консерваторы, что бы они ни заявляли публично, вынуждены принять перемены в матримониальной системе ценностей, а те, кто громогласно призывает отказаться от нее, в конце концов смиряются с ее существованием, тем более что в реальности нарушителей установлений в этой сфере наказывают достаточно редко. В стране, где теоретически царят необычайно строгие пуританские нравы, а на практике господствует свобода поведения, установилось своего рода молчаливое перемирие между конфликтующими сторонами. Можно сказать, что в США царит «двойной сексуальный стандарт». Естественно, что в стране дяди Сэма, в самом сердце демократии, любой принцип распространяется на всех, в том числе на женщин, «нетрадиционных» и маргиналов. Единственной дозволенной нормой сексуальной жизни является гетеросексуальная пара, причем партнеры обязаны стремиться к зачатию ребенка, а не к собственному удовольствию. Но вместе с тем каждый может выбрать сексуальную жизнь по своему вкусу в рамках молчаливого уговора. Этот уговор утвердился после того, как стихли многочисленные битвы угнетенных групп за свои права: расовые в 1960—1970-е годы, феминистские и, совсем недавно, гомосексуалистские. Еще в 1948 году Кинси признавал, что молодежь почти повсеместно стремится получить в сексе удовольствие.

В наши дни речь идет уже не о том, что геи и лесбиянки требуют считать их нормальными людьми, а о признании их прав в законодательном порядке и даже о заключении браков между ними, что было сделано в 2004 году в штате Массачусетс. Двойной мужской стандарт викторианской Европы включал в себя связи с женщинами легкого поведения. Кинси выявил, что в жизни американцев они занимают значительное место. В исследовании 1948 года установлено, что 69 % белых мужчин несколько раз вступали в связь с проститутками. Однако он комментирует лишь поведение 31 % опрошенных, никогда не имевших подобных контактов, а также немногих постоянных клиентов проституток, которые с возрастом все чаще прибегают к услугам наемной любви. Мужчины предыдущего поколения, как пишет Кинси, посещали специальные заведения чаще. Они искали в них не только удовлетворение собственно эротических потребностей, но и возможность расслабиться и даже завязать необходимые знакомства. Кинси делает вывод, что притягательность проституток для мужчин снизилась, что, вероятно, связано с повышением культурного уровня, равно как и с определенными законодательными мерами, принятыми против продажной любви. Вместе с тем в докладе приводятся поразительные данные: в городе с населением в 100 тысяч мужчины за неделю посещают проституток 3190 раз. Понятно, что одними полицейскими мерами здесь не обойтись468. Уклончивые, а иногда и противоречивые ответы дают возможность предположить, что двойной стандарт все еще существует и даже охватывает гораздо более широкое поле сексуальной жизни, чем раньше. Представим себе, в какие жесткие тиски, нравственные и социальные, попадает человек, когда наступает пора оставить юношеские бунты и проделки и вступить в брак. Позади мальчишеская мастурбация (ею занимаются почти все мальчики) и однополые игры (около трети мальчиков); молодой человек готов стать хранителем священных ценностей супружества. И тут оказывается, что в брачном союзе его подстерегают новые запреты, в частности на оральный секс и позицию под женщиной. Вплоть до наших дней поколение за поколением оказывалось в двойных оковах, и это порой приводило к некоторому расщеплению сознания. С одной стороны, молодым людям внушают, что только в браке можно предаваться дозволенной чувственности, а холостяки, независимо от возраста, не должны вступать в плотские сношения. Но, с другой стороны, они видят, что одинокие мужчины живут столь же насыщенной половой жизнью, как и женатые.

Женщинам эта система была особенно стеснительна, и именно женщины в конце концов поставили вопрос о ее состоятельности. Это произошло после того, как женщины обнаружили, что их оргазм существенно отличается от мужского.