Секс в сердновековье | Блудницы

Блудницы

Блудницы

Проституция как грех

С проституцией в Средние века все обстояло непросто. С одной стороны, женщина, которая становилась проституткой и продавала свое тело, грешила сразу на нескольких уровнях морали, а с другой, иногда, по мнению общества, это было на деле не так уж плохо.

Пьер Видаль из городка Акс-ле-Терм в средневековой Франции как-то раз обсудил этот вопрос с ученым коллегой.
Вчера... добирался я из Тараскона в Акс-ле-Терм с парой мулов, навьюченных зерном. И попался мне какой-то незнакомый поп, нам оказалось по пути. Как перевалили за косогор после деревни Лассюр, разговор зашел о проститутках. Поп мне и говорит: — Вот найдешь ты проститутку, поладите в цене, так что, переспав с нею, ты не впадешь в смертный грех?.. Я ему на все это ответил: — Нет, думаю, не впаду.

В основе дискуссии лежит не вопрос отсутствия у падшей женщины морали, а тот факт, что сделка носит финансовый характер; что проститутка, по сути, оказывает платные услуги. Но если условия приемлемы для обеих сторон, почему такое соглашение должно считаться нечестивым в глазах Бога? Чем оно отличается от найма женщины для оказания любой другой услуги? Нет разницы между женщиной, нанятой для стирки, шитья или варки пива, и женщиной, нанятой для секса. А вот если одну из сторон договоренность не устраивает, тогда это становится грехом.

Грацида Лизье из Монтайю

Когда ее спросили о ее добровольных сексуальных отношениях со священником, имевших место в прошлом, женщина ответила так:

Тогда... это мне нравилось, кюре тоже нравилось ласкать мое тело и получать ответные ласки. А потому я не знала греха и он тоже. Но теперь мне с ним уже не нравится. Значит, наперед, сойдись мы с ним, я посчитала бы это за грех!

Однажды в средневековой Франции нашли — как предполагалось — решение проблемы. Чтобы раз и навсегда избавиться от распутных женщин, Людовик IX пошел на смелый шаг. В 1254 году он издал закон, предписывавший изгнать из страны всех проституток. Кроме того, их полагалось лишать имущества, денег и даже одежды. Как понимаете, план был изначально обречен на провал. Когда масса людей, оказавшихся в чужой стране голыми и без средств к существованию, ищет альтернативные источники дохода, это просто не может не привести к катастрофе...

К началу 1400-х годов общее население Парижа составляло около 75 тысяч человек. Три тысячи были проститутками, которых все знали. Через сто лет, в 1500 году, в Риме их насчитывалось 7 тысяч, а в Венеции — более 11,5 тысячи на население в 150 тысяч. Для сравнения, в Дижоне в то время работала жалкая сотня блудниц.

Причины проституции

Деньги. В основном причиной становились деньги. Большинство женщин шли в проституцию из-за бедности и отсутствия иных средств существования. Другие не смогли удачно выйти замуж из-за распущенного поведения в прошлом или из-за клеветы, сводившей шансы на брак к нулю. Женщине с сомнительной репутацией было очень трудно устроиться служанкой. А еще дурная слава делала ее мишенью для изнасилования, ведь она все равно считалась порченым товаром. Некоторые проститутки становились хозяйками борделей; они больше не предоставляли сексуальные услуги сами и нанимали для этого других женщин. Кто-то работал на дому. Кто-то занимался сводничеством и вешал ценник на свою прислугу или даже собственных дочерей.

Марджери Таббе из Айвера

Время от времени выездные архидиаконские суды посещали удаленные сельские районы; например, в Бакингеме XV века мы находим женщину, которая, судя по всему, сама проституткой не работала, а играла роль сводни между собственной дочерью и всяким, кто был готов заплатить за секс с ней.

1496 год. Айвер. Дело Марджери Таббе, занимавшейся сводничеством собственной дочери с разными мужчинами. Она предстала перед судом, оправдалась и была отпущена.

Вероятно, дочери Марджери, которая фактически занималась проституцией, являться в суд и выступать там по собственному делу не требовалось.

Проституция по принуждению

На взгляд современного человека жизнь средневековой проститутки кажется ужасной. Бедные женщины вели такой образ жизни вынужденно, не имея иного выбора; их часто избивали и калечили как клиенты, так и содержатели борделей. Другие работали служанками, и заниматься проституцией их принуждали хозяева.

Служанка Николаса де Презе из Саутгемптона В такую ситуацию попала, например, безымянная женщина из Саутгемптона, история которой упоминается в городских архивах, датируемых 1482 годом:

Процессуальный документ о том, что Николас де Презе, чеботарь, и его жена совершили правонарушение и способствовали незаконным интимным отношениям между капитаном венецианской галеры и служанкой, живущей у названного выше Николаса и его жены, вступивших в преступный сговор.

Похоже, что Николас и его безымянная супруга никакой ответственности не понесли и штраф на них не наложили; сведений об их наказании нет — известно только, что случай зафиксирован в городской документации. Имя служанки тоже не указывают, будто это не особо важно. Нет упоминаний и о том, оказался ли случай единственным или же девушку регулярно вот так «сдавали в аренду». Зато в суде почему-то сочли важным упомянуть, что галера была венецианской, а мужчина, которого развлекал де Презе, — ее капитаном.

Изабель Лэйн и Маргарет Хэтвик из Лондона

В некоторых судебных протоколах чуть более подробно говорится о молодых женщинах, принужденных заниматься проституцией. В архивах городских судов Лондона можно прочитать грустную историю девушки, у которой явно не было другого выхода, кроме как смириться с тем, что пожилая хозяйка навязывает ей сексуальные отношения с мужчинами; скорее всего, та обещала, что девушке предстоит выполнять честную домашнюю работу.

1439 год. Присяжные говорят, что некая Маргарет Хэтвик... из прихода церкви Святого Эдмунда на Ломбард-стрит часто сводила девушку по имени Изабель Лэйн с жителями той же улицы и другими неизвестными мужчинами, в результате чего Изабель была лишена девственности против ее воли в доме вышеназванной Маргарет и иных местах за определенную сумму денег, уплачиваемую вышеназванной Маргарет; впоследствии упомянутая Маргарет четыре раза водила указанную Изабель, против ее воли, в публичные дома на берегах Темзы в Суррее для порочной связи с неизвестным джентльменом. .

Эльс фон Айстетт и Барбара Таршенфайндин из Нёрдлингена

Дело бедной кухарки по имени Эльс. В XV веке молодая немка Эльс фон Айстетт жила в борделе и работала там кухаркой. Ее принуждали спать с клиентами против ее воли, и в результате она забеременела.

Заведением управляли Линхарт Фрайермут и Барбара Таршенфайндин; узнав о беременности Эльс, Барбара, не теряя времени, взялась исправить ситуацию. Примерно на двадцатой неделе беременности Барбара заставила девушку выпить некое снадобье, после чего у той случился выкидыш. Словно такого ужаса недостаточно, Барбара всего через несколько дней вернула Эльс на работу в бордель, заставив поклясться хранить произошедшее в тайне. Если бы это было так просто... Женщины между собой разговаривают, и проститутки не исключение, так что уже довольно скоро остальные женщины, работавшие на Барбару и Линхарта, горячо обсуждали случившееся. Да и клиенты начали перешептываться о том, что Эльс почему-то совсем недавно была такой большой и вдруг стала такой маленькой.

А потом Барбель фон Эсслинген, которая тоже работала в борделе Барбары, сказала, что собственными глазами видела ребенка мужского пола, лежавшего на скамейке в комнате Эльс, пока сама Эльс корчилась от боли на кровати. После того как Барбель рассказала об этом другим женщинам, ее выгнали из борделя; Барбара, заботившаяся о репутации заведения, куда-то ее спровадила. Но было уже поздно. Слово не воробей. В 1471 году муниципалитет Нёрдлингена начал расследование слухов о неподобающих поступках Барбары и Линхарта.

Искупление

Женщины, ступившие на путь проституции, почти не имели шансов с него сойти. Вариантов, как блуднице искупить свой грех и стать честной женой и матерью, было очень мало, но в 1198 году оптимистичный папа Иннокентий III провозгласил, что жениться на шлюхе, чтобы направить ее на путь истинный, считается актом милосердия и благотворительности. То есть они могли бы выйти замуж, если бы нашли мужа. Что было крайне маловероятно.

Лучший способ сменить образ жизни и оставить греховную деятельность позади заключался в том, чтобы покаяться и присоединиться к какому-нибудь религиозному ордену. В то время церковь его больше всего одобряла, ибо потенциальных мужей и других подобных соблазнов на территории монастыря явно было маловато. И все равно монастыри и религиозные ордена XIV века, такие как Орден кающихся сестер святой Екатерины в Монпелье, содержали новообращенных, в прошлом сильно грешивших женщин, отдельно от более серьезных монахинь — просто если окажется, что их благие намерения не до конца искренни.

В монастыре Ордена кающихся сестер святой Екатерины исповедь представляла собой не слишком напряженную процедуру; она проводилась раз в месяц, а не каждое воскресенье или каждый день. Пребывание там — в своего рода доме для престарелых для женщин, уже слишком старых, чтобы зарабатывать на жизнь проституцией, — было совсем неплохим вариантом, и послеобеденные разговоры сестер об их бурном прошлом, вероятно, стоили того, чтобы их подслушать.

Степень искренности покаяния в Ордене варьировалась по скользящей шкале от «не слишком раскаялась» до «может, совсем немного каюсь».

Где можно было найти проститутку

В большинстве средневековых городов такого рода женщинам позволялось жить и работать только в определенных частях города. Намного лучше было аккуратно собрать проституток в одном месте, нежели позволять селиться где угодно. Никто из горожан не хотел иметь соседку, уличенную в распутстве. Обеспокоенные граждане и так постоянно жаловались в суды на подозрительную деятельность по соседству — особенно там, где жили одинокие женщины, вдовы или дамы с активной социальной жизнью, общавшиеся в основном с мужчинами. Сплетники-соседи отнюдь не облегчали этим женщинам жизнь, с большой охотой их обличали и оскорбляли. Итак, где можно было найти секс-работниц в Средние века?

Франция

Начнем с Парижа 1226−1270 годов. Людовик IX выделил для проституток девять улиц в квартале Бобур. Девять улиц — как-то уж очень конкретно, но на них, в зависимости от совокупной длины, могло размещаться огромное множество борделей.

Братислава

В Западной Словакии, в Братиславе, бордель в XV веке располагался очень удобно — неподалеку от южных городских ворот, рядом с венгерской и австрийской границами. Горожане называли место рыбацкими воротами, хотя никакого моря рядом и в помине нет. В них входили, чтобы заняться совсем иным промыслом. После 1432 года город положил этому конец и изгнал бордельный бизнес из центра. Позже, в 1439 году, падших женщин переселили еще дальше, за черту города, в восточный пригород.

Больцано, Австрия

Тут бордели называли Frauenhauses (нем. «дома для женщин»), а их работниц — gutted Fräulein (нем. «хорошая девушка»), что, конечно, нельзя назвать комплиментом. В 1472 году муниципалитет города Больцано решил выделить для проституток место, где они будут жить и работать за арендную плату в семьдесят фунтов стерлингов в год. Каждые два года мэр приводил каждого владельца публичного дома к присяге, что кажется очень правильным решением. В каждом борделе жили двенадцать-тринадцать женщин, которые получали жилье и питание; что особенно интересно, рядом обычно находился дом палача. Служил ли он для устрашения блудниц, чтобы те вели себя хорошо, точно сказать нельзя.

Валенсия, Испания

В самом начале XVI века любой путешественник мог найти проститутку в Валенсии в небольшом квартале, где дамы этой профессии проживали. В 1502 году государственный деятель Антуан де Лален, который просто проезжал через город и уж точно не останавливался для подсчета людей, обратил на это внимание и описал Валенсию так:

...точно маленький городок, окруженный стенами, с единственными воротами и привратником. Внутри, по трем или четырем улицам, располагаются дома, где богато одетые женщины, в шелках и дамасте (всего от двухсот до трехсот человек), занимаются своим ремеслом. Муниципалитет установил плату за их услуги в четыре динеро, и в этом небольшом анклаве проституции имеется два лекаря, которые еженедельно осматривают женщин.

Судя по описанию, у тех женщин было весьма высокое социально-экономическое положение, иначе они вряд ли могли бы позволить себе красивые одежды из шелка и дамаста. И, конечно, чтобы следить за здоровьем столь большого количества проституток, требовался врач, и не один. Помимо постоянного насилия со стороны клиентов работницы борделей также часто сталкивались с болезнями, передающимися половым путем, и инфекциями; да и в целом состояние их здоровья тоже следовало контролировать.

Шопрон, Венгрия

Шопрон расположен на границе с Австрией, так что там чрезвычайно удобно было отлавливать людей, шедших по торговому пути между странами в обе стороны. Большинство борделей в Шопроне построили в период с 1330 по 1380 год; они находились на улице Роз, в северной части города. Позже открылось множество новых борделей у воды и вдоль торговых путей.

Лондон, Англия

Боро-Хай-стрит в Лондоне служила домом для борделя, принадлежавшего священнослужителю, а потом заведение бесцеремонно перенесли через реку в район проституток в Саутуарке. Сегодня некоторые улочки там по-прежнему носят красноречивые названия, данные в те далекие времена. Первой на ум приходит Кок-Лейн. В XV веке исстрадавшиеся лондонцы в очередной раз подали в суд петицию о запрете блудницам шататься по улицам. Проституция была разрешена во многих городах, но в английском Саутуарке на этот бизнес накладывались ограничения, в частности, в церковные праздники заведения работали сокращенный день, а во время церковных служб и вовсе закрывались. Проституткам также настрого запрещалось затягивать мужчин в бордель за полы одежды или за капюшон; им говорили, что клиент должен войти туда только по собственному желанию. За нарушение этого правила полагался крупный штраф — двадцать шиллингов.

К 1381 году публичные дома находились в собственности предприимчивого лорд-мэра Лондона сэра Уильяма Уолворта, который привез в город множество пышнотелых и златовласых фламандских проституток. Гостиницы вроде The Bell и The Swan славились как места, где можно не только поесть и выпить. Насколько позже в Вестминстере открылся бордель под названием Maidenshead. Это заведение очень полюбили монахи-бенедиктинцы; в 1447 году они были его активнейшими завсегдатаями.

В конце концов король Генрих VIII решил прекратить беззаконие и распутство, творящиеся на противоположном берегу Темзы, и в 1546 году закрыл бордели Саутуарка. Но призвать проституток, сутенеров и содержателей борделей к порядку оказалось не так-то легко; они просто расползлись по разным районам города. Кокс-Лейн, Петтикоут-Лейн, Попкёртл-Лейн и Гроупкант-Лейн в Чипсайде — все эти улицы существуют в Лондоне по сей день и их названия прозрачно намекают на то, что когда-то здешние обитательницы дарили любовь за деньги.

Для современного уха Гроупкант-Лейн звучит шокирующе, но в средневековой Англии откровенно бранное ныне слово считалось обычным термином для обозначения женских половых органов, его использовали даже в благовоспитанном обществе. Неприличное значение оно имеет лишь сейчас.

Заведения

Дамы, бравшие плату за свою компанию, предпочитали работать в борделях или банях. Вопреки современным представлениям, в те времена люди мылись чаще, чем мы привыкли думать; в банях не только мылись, но также вкушали блюда и пили вино, сидя в ванне, да еще и под живую музыку. Ванны были достаточно большими, чтобы уместить двоих, а над ними висели тканевые балдахины, что так и толкало совершить грех.

Многие из подобных заведений действительно были банями, то есть туда ходили мыться. Тут все почти как с современными массажными салонами — одни работают по назначению и согласно заявленным целям, а некоторые другие предлагают посетителям довольно пикантные услуги.

На многих средневековых картинах и иллюстрациях с изображением бань второго типа можно увидеть полураздетых или совсем обнаженных женщин, купающихся вместе с мужчинами под игру лютнистов.

Ярмарки

Во всем мире деятельность проституток ограничива ли определенными районами, но некоторые блудницы, понятно, правила не соблюдали и пользовались проведением публичных мероприятий, таких как ярмарки, для поиска новых клиентов. Как понимаете, добропорядочных граждан это возмущало, и чтобы разобраться с женщинами, осмелившимися покинуть отведенные для них места, часто вызывали представителей власти. Вот, например, запись Ярмарочного суда, в которой говорится об облаве на проституток в английском Сент-Айвсе.

1287 год. Ральфу де Арместону, его партнеру и всем судебным приставам предписано задержать всех указанных и прочих проституток, где бы они ни находились на территории и по периметру ярмарки, привести в суд и надежно охранять...